Сайт общественно-политической газеты Добровского района Липецкой области

ОДИНОКАЯ БРОДИТ ГАРМОНЬ…

О ВЕСНЕ НА ИЗЛЁТЕ ЛЕТА

Несмотря на то, что в песне про одинокую гармонь действие происходит ранней весной — помните:

Веет с поля ночная прохлада,

С яблонь цвет облетает густой…

хочу рассказать о ней, любимой на излёте лета. Может, кто-то из читателей скажет: с чего бы автор заводит речь о весне, на осень глядя. Рассказ мой, конечно же, не о весне, а об одной из самых прекрасных советских песен, знакомство с которой произошло более семидесяти лет назад.

ВСЁ НАЧАЛОСЬ С „КРЕСТЬЯНКИ“

А случилось это весной 1946 года. Нам с братом Владимиром  по  8 лет, и мы

вовсю читаем выписываемые семьёй газеты и журналы. Разумеется, не всё подряд, а выборочно. Особенно нам нравилась красиво оформленная „Крестьянка“ с её задушевными историями о сельских жителях.

Так вот, в майском номере журнала, на второй странице обложки художник изобразил сельскую улицу в сумерках с редкими огнями светящихся окон. Под картинкой стихи М.В. Исаковского „Снова замерло всё до рассвета…“

Стихи мне понравились сразу, таким завораживающим оказался текст. К тому же на фоне живописной деревенской улицы, объединяющей сюжет, они казались ещё краше.

С тех пор и запали в мою душу слова:

Снова замерло всё до рассвета —

Дверь не скрипнет, не вспыхнет огонь.

Только слышно — на улице где-то

Одинокая бродит гармонь…

РОЖДЕНИЕ  ШЕДЕВРА

Стихи, ставшие песней, написаны Михаилом Исаковским в 1945 году. Их слова оказались настолько проникновенными, что год спустя, а точнее, осенью 1946 года известным композитором Борисом Мокроусовым были положены на сразу  полюбившуюся всем музыку.

Следует сказать, что песня звучала, да и сейчас звучит в нейтральном ключе, а тогда в „Крестьянке“ её слова имели явно женскую направленность. Привожу последние куплеты опубликованного в журнале текста:

Отчего мне и сладко, и больно

В эту пору в родимом краю,

Отчего я вздыхаю невольно,

Как заслышу гармошку твою?

Словно жду я тебя втихомолку,

Хоть и знаю, что ты не придёшь.

Что ж ты бродишь всю ночь по посёлку,

Что ж ты девушкам спать не даёшь?!

Почему авторы отказались  от этих волнительных строк? — думал я. Наверное, у них были на то свои, творческие основания. А мне приведённые строки нравились. Но когда задумываешься над всем этим сегодня — начинаешь понимать: то была бы совсем другая песня, в которой яркий образ гармониста оказался бы в тени безответно любящей его героини.

ВСЕНАРОДНОЕ ПРИЗНАНИЕ.

ПОКОРЕНИЕ ЕВРОПЫ

Впервые я услышал песню в конце сороковых годов в исполнении широко известного тогда тенора Сергея Лемешева. С чудесного голоса Сергея Яковлевича творение Исаковского и Мокроусова разлетелось по всей стране и стало одной из самых любимых её песен.

А вскоре шедевр начали исполнять артисты зарубежной эстрады. Спустя годы „Одинокая гармонь“ покорила Европу. С середины шестидесятых годов на радиостанциях страны знакомая нам мелодия зазвучала с незнакомым иностранным акцентом. Среди иных прочих особенно выделялся голос хорошо известного россиянам Ива Монтана.

Что касается нашей эстрады, то наряду с Лемешевым любимую народом песню исполняли Георгий Абрамов, Георг Отс, Владимир Трошин. Манера их исполнения нравилась многим нашим согражданам. Кстати говоря,  Г. Абрамову Борис Мокроусов посвятил музыку песни. Перечислить тех, кто пел „Одинокую гармонь“ после них нет никакой возможности, ибо число таковых не поддаётся подсчёту, легче назвать кто не пел.

С МЕЧТОЙ О ЛЮБВИ

В своё время песню „Одинокая гармонь“ знали все. Чем же завоевала она популярность слушателей? Она, в общем-то не о человеке, который

То пойдёт на поля, за ворота,

То обратно вернётся опять,

Словно ищет в потёмках кого-то

И не может никак отыскать.

Эта песня о великой силе любви. Этим она и интересна слушателям. В ней гармонист не ищет — зовёт единственную, ту, что не даёт покоя его возлюбленному сердцу. Тоскующая гармонь мешает спать девушкам, уснувшего в ночи села. И каждая, подобно мятежному гармонисту мечтает о суженом, о счастье быть любимой.

ПОЗЫВНЫЕ СЕРДЦА

Эти заметки написаны мной в течение двух, от силы трех (с правкой и переписыванием) часов. Мне не надо было думать над темой: за долгие годы любви к песне слова о ней вошли в моё сердце на всю оставшуюся жизнь.

И, конечно же, не могу не сказать: я и сегодня слушаю любимую мелодию по несколько раз на дню. Она служит в моём мобильнике звонком: чем-то вроде позывных.

Когда звонят мне в автобусе, пассажиры одних пристрастий со мною говорят: нельзя ли сделать так, чтобы вам звонили почаще — приятно слушать ласкающую слух мелодию. Это ли не признак того, что „Одинокая гармонь“ по-прежнему популярна у многих ныне живущих.

А ГОДЫ ЛЕТЯТ…

А теперь о том, с чего начали. Надеюсь, читатели поняли почему я не откладываю этот важный для меня разговор до весны — боюсь не успеть. Годы, как птицы, летят и летят. Но даже полёты птиц имеют свои пределы, что уж говорить обо мне — совсем пожилом человеке. Хотя, как молвится, надежда умирает последней. В голове много тем и дай Бог хотя бы десятую часть из них успеть донести до читателей.

Виктор КУЗЬМИН.

horoscop 2009 free online movies horoscop 2010 | horoscop saptamanal | horoscop zilic | horoscop |

Get Adobe Flash player
Актуально

ЗА ПУШНИНОЙ

Читать далее ->

Архив новостей
Октябрь 2018
Пн Вт Ср Чт Пт Сб Вс
« Сен    
1234567
891011121314
15161718192021
22232425262728
293031  

Реклама

Мы в соцсетях

Вконтакте