Сайт общественно-политической газеты Добровского района Липецкой области

ЗДЕСЬ ВСЁ — ВОКРУГ КОЛЕСА МИРОЗДАНИЯ

Экскурсия в краеведческом музее.

…На исходе ненастного ноябрьского дня, после утомительного двухчасового путешествия по Москве, наш маленький автобус наконец прибыл на ВДНХ и остановился у главного входа. Прямо перед нами на фоне вечернего неба — знаменитая скульптура колхозницы и рабочего, устремлённых в едином порыве вперёд. Недаром автору на Всемирной выставке, где была представлена композиция, рукоплескал весь Париж. Знаю, о чём думает сейчас мой отец: это его звёздный час.

КАК ВСЁ НАЧИНАЛОСЬ

В 1967 году в Добровской средней школе принимали обязательства к 50-й годовщине Октябрьской революции: создать летопись Советской власти, собрать материал об учителях и учениках, участниках Великой Отечественной войны…

Всё это можно было показать в краеведческом уголке. Но случилось явление музея. Его контуры просматривались в выставке фотографий учителя Александра Александровича Сметанина, которую разместили в фойе Дома культуры, потому что школьный коридор оказался для неё мал.

В праздничные дни посетителей было много: в ДК шли торжественное собрание, концерт, встреча с удостоенными звания „Почётный гражданин села Доброе“.

Однако на самом же деле всё начиналось гораздо раньше, много-много лет назад.

Может, тогда маленький мальчишка в первый раз пришёл на ярмарку и был ошеломлён этой шумной огромной толпой, звоном карусели и волшебной картиной. Стоял дядька, а перед ним ящик, по которому бегало существо, похожее на большую бесхвостую крысу. И все кричали: „Свинка, свинка, на счастье!“ — и протягивали пятачки. И свинка подавала кому конфету, кому игрушку, кому билетик с заветным словом, а кому — ничего.

А может, это было, когда в Доброе вошли мамонтовцы и все прятались по домам, а они возвращались с базара. Мать тащила его, а он упирался: так понравились ему всадники, которые  гарцевали на лошадях. Словно ожила картинка из книжки!

Или начиналось с театра? В его школе снимали щиты, которые отгораживали классы, и получался большой зал. На всю жизнь запомнился вечер 22 января 1924 года, когда спектакль долго не начинали. Вышел учитель Иван Михайлович Солнцев и сказал: „Товарищи, умер Ленин“. Все встали, хотя их не просили об этом, и так стояли в молчании. А он всё думал: кто это — Ленин. Увидел его на маленьком портрете в стенгазете, которую оформили комсомольцы. И он часто приходил в клуб, смотрел на картинку. И однажды, когда никого не было, отклеил её и унёс домой. Учился рисовать, чтобы самому изображать Ленина.

Всё так и будет. Он поступит в Тамбовский художественный техникум, окончив его, получит разрешение рисовать Ленина и Сталина. Между прочим, они спасут ему жизнь, когда при отправке на фронт 4 ноября 1942-го он окажется в Мичуринске и ему поручат за сутки оформить здание вокзала и площадь лозунгами и портретами вождей. По дороге уже с другим эшелоном узнает, что тот, первый, с которым он должен был уехать, разбит.

А пока начало тридцатых, окончен седьмой класс школы. Появилась ещё одна мечта. Заворожённо смотрит он, как знакомый его отца, дядя Вася Воробьёв, колдует над необычным фотоаппаратом, на трёх ногах. У них дома была фотография, которую сделал дядя Вася в сентябре 1914-го, когда отца и брата Тимофея провожали на войну. Но самое интересное, что на коленях у матери — он сам, ему всего шесть месяцев. А вокруг братья и дедушка с бабушкой. (Кстати, эта фотография благополучно живёт в новом веке).

И — о, счастье! — в газете „Пионерская правда“ печатают чертёж фотоаппарата из очковых линз. Их даёт ему всё тот же дядя Вася. До сих пор целы пожелтевшие фотографии с изображением коровы, брата Михаила, демонстрации, на обороте которых указано, что снимок сделан самодельным аппаратом. Даже получится фотография при вспышке магния в темноте.

Затем учёба в педтехникуме, а после войны — Рязанский пединститут, исторический факультет. И во время сессии (учился заочно) всё свободное время проводил в музеях…

А после той знаменитой 1967 года выставки в ДК в кабинете директора школы  Светланы Ивановны Петрицкой на столах и стенах появятся его макеты города-крепости Добрый и Наянова бугра, стенды с портретами первых комсомольцев. И будет наконец открытие музея 5 ноября 1972 года…

ВОСПИТЫВАТЬ ВЕРНОСТЬ РОДНОМУ КРАЮ

(Из отчёта 1985 года.)

„Основные направления работы музея: нравственно-патриотическое, краеведческое, методическое. Главная задача: на героических и трудовых примерах прошлого и настоящего воспитывать в подрастающем поколении… верность традициям отцов и родного края… В музее представлены отделы: природа добровского края, историко-археологический, этнографический, культура и экономика, экспозиции: „Дореволюционное прошлое“, „Доброе 20-30 годов“, „Они сражались за Родину“, „Народные промыслы“, „Пионерия, комсомол, школа“, „Доброе за годы Советской власти“.

Павильон ВДНХ „Юные натуралисты и техники“.

Среди экспонатов — макеты: „Город-крепость Добрый в 1636 году“, „Наянов бугор“, „Перспективный план Доброго на пятилетие“, „Водоём река Воронеж“, панорама „Добровский лес“, интерьер крестьянской избы середины XIX века.

Во время экскурсии используются записи старинных песен: обрядовых, любовных, рекрутских, заплачек и причётов в исполнении старожилов села, запись голосов птиц, обитающих в местных лесах.

Проводятся встречи с первыми коммунистами, комсомольцами, пионерами. Среди гостей Герои Социалистического Труда — делегат XXVI съезда КПСС строитель А.С. Дворникова и главный агроном М.В. Тарнакина, почётные граждане села — первая комсомолка О.В. Жестерёва и учительница, кавалер ордена Ленина О.С. Бахаева, представители ГДР — ректор пединститута города Цвиккау Петер Франке и научный сотрудник пединститута города Дрездена Вольфганг Иферт, академик И.Т. Фролов, наш земляк.

Регулярно устраиваются экскурсии для участников районных и областных семинаров, партийных работников, колхозников, рабочих и служащих района. Сейчас идёт подготовка к 150-летию со дня рождения А.И. Левитова“.

Отчёт этот был последний в его жизни. 150-летие писателя-земляка, которому он посвятил большую экспозицию, отмечали в сентябре уже без него. И московские писатели, родственники Левитова удивлялись собранию экспонатов, среди которых были просто уникальные, могущие составить честь и областному музею. Старинные иконы (одна — фамильная, из дома Левитовых!), деревянная фигура Христа, идущего с крестом на Голгофу, выполненная неизвестным мастером, церковная утварь, вязанье и вышивки монастырских мастериц.

Из семьи простого кузнеца, он сберёг  редкие издания: том иллюстраций Гюстава Дорэ к Библии, подшивки журналов „Нива“ за 1914-й год и „Родина“ за 1913-й. А ещё документы, по которым выходило, что его отец вместе со своим лейб-гвардии Финляндским полком участвовал в коронации Николая II, а вернувшись из армии, служил во внутренней охране и сам себя отправил в отставку после событий 1905 года (как известно, это была первая русская революция), отказавшись усмирять восстание крестьян Трубетчинской волости и стрелять в них, невинных, потому что они требовали своё.

Брат его бабушки был почётным гражданином Лебедянского уезда, ещё один брат и их отец, его прадед, — священниками в Добром и Гудове.

ЕГО ЗВЁЗДНЫЙ ЧАС

Он был учителем. Имея твёрдые знания по черчению, ученики его уверенно поступали в техникумы и вузы, становились инженерами, строителями, педагогами и даже художниками. Он был актёром театра — а в Добровском райклубе до войны ставили и „Власть тьмы“ Толстого, и „Разлом“ Лавренёва, и „Грозу“ Островского, и даже „Лекаря поневоле“ Мольера, и непременно Чехова, Гоголя.

К каждому спектаклю он готовил декорации, а к празднику — оформление и лозунги. Выпускал обычную стенгазету и световую. Увидев первые номера „Кругозора“ в шестидесятые годы, тут же начал свой ежемесячный устный журнал — тоже „Кругозор“, на который собирались педагоги со всего района.

Устраивал с детьми походы на лодках и пешком. Его команды всегда были среди лучших на областных турслётах. Ездил со своими учениками в Крым и Волгоград, где без вести пропал в сорок втором его брат Семён, тоже учитель. А вот в Спасское-Лутовиново, где в дни освобождения Орла был ранен и похоронен в тургеневской усадьбе ещё один его брат, Михаил, кузнец, съездить не смог. Вернувшийся с войны живым, отец не переставал ощущать вину перед братьями и друзьями. И потому одним из первых экспонатов музея была памятная доска с именами не пришедших с фронта ровесников, друзей и братьев.

Так 4 ноября 1977 года,  наш музей зажил в павильоне „Юные натуралисты и техники“ своей новой жизнью. А мы поехали в гостиницу.

Утром на пороге нас встретила ночная дежурная.

— Дайте, дайте мне на него посмотреть! Ведь чуть Богу душу не отдала. Думала: там люди. Меня могли бы с работы уволить за то, что не досмотрели, закрыли целую семью.   А это, оказывается привезли экспонаты. Какие руки золотые у человека!

Именно это — „как живые“ — отмечала комиссия по подведению итогов той выставки. Стол, крестьянская утварь — обычное дело. А на лавке — старшие обитатели „избы“. Нет, не куклы! Точно схвачен момент и — остановлен.

Одной рукой бабка сучит шерсть, а другой готовится пустить колесо прялки в ход. А дед держит кочедык так, что секунда — и он подведёт инструмент к начатому лаптю.  Руки у обоих старческие, натруженные. Каждый суставчик, каждая жилочка видны.

А ведь сделано так просто. Остов из дерева, руки-ноги из небольших брусочков, скреплённых проволокой: как хочешь, так их повернёшь, любое движение изобразишь. А голова — из папье-маше.

Фотографии семьи крестьян из Доброго были опубликованы в журнале „Семья и школа“. Рассказ о Добровском музее прошёл по Центральному телевидению на всю страну в программе „Отзовитесь, горнисты“.

А ещё у отца был замысел. Ведь самый первый экспонат, переданный в дар, был гончарный круг братьев Пустоваловых, перешедший к ним ещё от отца.

Отец хотел сделать гончара с готовой махоткой в руках. И, наконец, макет кузницы. Чудом уцелевший маленький горн, оставшийся от отца, он нашёл в земле на огороде. Фигуры кузнеца и его подручного (им он хотел придать черты отца и брата Михаила) — простое дело…

НЕ ПОРВАТЬ БЫ НИТЬ ВРЕМЁН

…Однажды, придя с работы, я застала отца за энциклопедическим словарём.

Не знаешь, кто такой академик Фролов? — спросил он.

Оказывается, в этот день в музее были посетители. Один из них, Иван Васильевич Ярцев, представил другого:

—Академик Фролов родом из Доброго хочет посмотреть музей.

Тот замахал рукой.

—Нет-нет! Я пришёл проведать своего учителя. Алексей Александрович, Вы помните меня? Я Фролов Иван третий. Учился у Вас во время войны в пятом классе.

Отец растерялся. Об этом он должен был знать и давно поместить портрет видного земляка в музее.

Тот, видя его волнение, сказал, что их, таких мальчишек, много, всех не упомнишь, а вот учитель один. И то, что он побывал в Москве, на ВДНХ, — важно. Причём это его учитель! Он просит прощение за то, что очень спешит, а вот в следующий раз, когда приедет в Доброе, непременно зайдёт.

В следующий свой приезд Фролов подарил музею две своих книги с дарственной надписью, пробыл здесь около двух часов. Внимательно рассматривал все экспонаты, а отец ждал: вот сейчас, сейчас…

Его всегда беспокоило одно: партийные работники делали замечания по поводу икон  и скульптуры Христа.

А Фролов был удивлён, как в то время сберегли это богатство. Долго стоял перед скульптурой и заметил, что в жизни каждого есть момент, когда он вот так же несёт свою тяжёлую ношу, свой крест, и останавливается, чтобы подумать обо всём.

Вам понравилось, а другие говорят, что в музее этого не должно быть, — сказал отец.

—Так говорят недалёкие люди. Музей истории села — это музей памяти о тех, кто жил до нас, наши деды и прадеды… Философия — это мудрость, а она в том, чтобы не порвать нить времён…

А увидев гончарный круг, обрадовано произнёс:

—Такой был в Добром у кого-то во время войны… Это же колесо мирозданья… Двигатель всего, как и память…

Отцу это очень понравилось, и он сказал:

—У меня в музее два колеса мироздания: большое — гончарный круг и маленькое — прялка.

А ведь и правда: мастерство, творчество, труд — всё в движении, всё живёт, и всё в основе памяти.

Осенью 1982 года в Доброе приехал новый первый секретарь райкома партии В.Ф. Топорков. Посетил школы, библиотеку, Дом культуры. И, конечно же, музей.  И не только не высказал порицания, а заметил, что в истории настолько всё связано, что выбросить какие-то детали невозможно. Единственное, что надо  сделать,  —  это показать Доброе в перспективе… Макет, выполненный по плану, взятому в райисполкоме, стал украшением второго зала музея. Такие преобразования должны были произойти в 12-й и 13-й пятилетках. Однако одна из них завершилась в 1990 году, второй просто не могло быть…

Но первый секретарь и учитель успели написать летом 1985-го письмо в облисполком с просьбой передать музею истории села Доброе старинное здание рядом с библиотекой. И впоследствии, летом 1988-го, Владимир Фёдорович взял на себя всю организацию по устройству музейных залов и экспозиций…

ОН ЖИВОЙ, ОН СВЕТИТСЯ

А теперешний краеведческий располагается в том самом старинном здании, которому почти полтора века. Это было осуществлением последней мечты учителя. Решение облисполкома пришло уже в 1986 году, а открытие состоялось 22 марта 1989 года. Районный краеведческий музей очень быстро стал настоящим центром культуры. Здесь проходят Пушкинские, Левитовские и Фроловские чтения, музыкальные вечера, встречи с интересными людьми, выставки липецких художников. И каждый, кто возглавлял потом музей (Николай Иванович Ковригин, Игорь Анатольевич Михин, Анатолий Тимофеевич Терехов, Татьяна Ивановна Аниканова), отдавал ему частицу своего сердца.

Но вот какие бывают превратности судьбы. Во дворе между музеем и библиотекой случился пожар, сгорел сарай. Самый обычный, старый. Но в том-то и дело, что именно в нём хранилось то, чему не нашлось места в новых стенах. Полное собрание произведений Ленина (одно из первых изданий), паспорта колхозов (а это огромные папки с документами, представляющими ныне большой интерес). И те самые обитатели крестьянской избы, гостившие в Москве…

Сегодня Добровский музей стал филиалом областного краеведческого. Ведут ремонт и реставрируют экспозиции. У нового директора Елены Николаевны Эминовой есть интересные задумки. Но важно хранить традиции, помнить историю музея.

Он живой и светится, светится и сияет душами тех, о ком свидетельствуют документы. И тех,  кто был у его истоков…

Александра СМЕТАНИНА.

 

 

 

horoscop 2009 free online movies horoscop 2010 | horoscop saptamanal | horoscop zilic | horoscop |

Get Adobe Flash player
Актуально

БОЛЬШОЙ КОНЦЕРТ

Читать далее ->

Архив новостей
Ноябрь 2018
Пн Вт Ср Чт Пт Сб Вс
« Окт    
 1234
567891011
12131415161718
19202122232425
2627282930  

Реклама

Мы в соцсетях

Вконтакте