ПО-НАД РЕЧКОЙ — ПРЕОБРАЖЕНСКАЯ ЦЕРКОВЬ

ПО-НАД РЕЧКОЙ — ПРЕОБРАЖЕНСКАЯ ЦЕРКОВЬ Редакция „Знамени Октября“ решила опубликовать цикл рассказов о прошлом и настоящем наших храмов — как действующих, так и ещё неоткрытых. Эта тема укладывается и в рамки акции „Восстановим наши храмы“, с которой местные журналисты совместно со священнослужителями обратились ко всем жителям района откликнуться и внести свою лепту в восстановление церквей […]

ПО-НАД РЕЧКОЙ — ПРЕОБРАЖЕНСКАЯ ЦЕРКОВЬ

bereg1Редакция „Знамени Октября“ решила опубликовать цикл рассказов о прошлом и настоящем наших храмов — как действующих, так и ещё неоткрытых. Эта тема укладывается и в рамки акции „Восстановим наши храмы“, с которой местные журналисты совместно со священнослужителями обратились ко всем жителям района откликнуться и внести свою лепту в восстановление церквей добровской земли.

А повествование о храмах начнём с Преображенского в Добром. На наш взгляд, он больше всего нуждается в помощи.

 

МОЙ ДОЛГ

На редакционной летучке попросил, чтобы написать первый материал поручили мне. Скажу честно: осознавал, что справиться с этой темой будет нелегко. Во-первых, разговор особенный, деликатный, в какой-то мере личностный, потому что не миновать речи о  вере в Бога. Не буду вас ни в чём уверять, но человек я (пожалуй, тут уместно только это слово) не воцерковлённый, хотя отнюдь не безбожник. Мне редко приходилось встречаться со священнослужителями. Но сказал себе: постараюсь, даже во имя того, чтобы исполнить свой христианский долг. Думаю, мне это удастся. И вот почему. В ходе сбора фактов, иных событий я стал гораздо ближе к тем, кто считает себя искренне верующими.

Итак, история Преображенского храма в Добром.

УСТРЕМЛЁННЫЙ ВВЫСЬ

Начну с фото, по сути своей, уникального. Этой открытке более ста лет, она отпечатана в начале прошлого, двадцатого, века. Представляете, храм в своей первозданной красе. Он стоит по-над речкой. Светлый, с колокольней, увенчанной шпилем, и этим очень похожий на Петропавловский собор в Санкт-Петербурге. Он устремлён ввысь, и кажется, что шпилем своим рассекает надвое небо. Белеет ограда с кирпичными столбиками и клетчатыми узорами.

Зелёные деревья (снимок цветной) загораживают часть самой церкви почти до купола. А там, вдали, Тихвинский храм.

Виден вход на территорию церкви, рядом дорога, тропинки, ведущие к речке, узкие стёжки по самому берегу. А внизу — Воронеж. Он так же спокойно, как и теперь, несёт свои воды. На первом плане — лодка с одиноким гребцом. А в целом такой благостный мир.

Открытка и сама по себе представляет интерес, как пейзаж с чудом природы и божества. Но для нас она бесценна, потому что имеет непосредственное отношение к нам, добровцам, к судьбам многих людей, счастливым и трагическим, к нашему прошлому, а если хотите, и к настоящему.

РОДОСЛОВНАЯ

Немного предыстории. Во второй половине XIX века в селе Доброе пять церквей, насчитывалось до пяти тысяч жителей (впрочем, почти столько же, сколько и теперь). Доброе было одним из самых населённых пунктов в Лебедянском уезде Тамбовской губернии. В селе действовали волостное управление, школа, фельдшерский пункт, шесть лавок, базары, четыре больших ярмарки. В данном случае мы пользуемся справкой Тамбовского областного музея.

Преображенская соборная церковь самая старая в Добром. Приход был открыт в 1810 году. В это же (примерно) время она и была построена. По архивным документам, церковь каменная, тёплая. Престолов два: главный — в честь Преображения Господня (отмечается 19 августа по новому стилю) и придельный — святого Николая Чудотворца (отмечается 19 декабря). Дворов в приходе 152. При храме школа церковно-приходская, одноклассная, а также церковно-приходское попечительство. Штат: священник, дьякон и два псаломщика. Братский годовой доход до 600 рублей, причтовый капитал 1510, церковный — 200 рублей. Надо сказать, что названные суммы в ту пору являлись деньгами немалыми.

Век с лишним колокола добровских храмов звали прихожан на богослужение. Их благовест утром и вечером был слышен далеко окрест, вселяя в души христиан божественное начало, умиротворение, праздничное торжество.

ОКАЯННЫЕ ДНИ

Инородцы звали Русь к топору. Грянул 1917-й. Гражданская война, коллективизация. В помощь большевикам создали так называемые общественные организации. Особенно лютовал Союз воинствующих безбожников, возглавляемый Емельяном Ярославским (настоящие имя и фамилия Миней Губельман). Гонения на церковь усилились  в 30-х годах. В это время начались массовые репрессии служителей культа.

Сбрасывались колокола с храмов. Мы не имеем точных временных сведений, но, как рассказывают старожилы, церкви закрывались в разное время. Но вот эти сведения достоверны: Преображенский храм перестал работать в начале 30-х. А, скажем, храм Рождества Богородицы действовал и позже. Три церкви находились в центре села, рядом. Надо полагать, что они и подверглись разгрому в первую очередь. Не в единый день, конечно. И каково это было видеть верующим (всё делалось при массовом стечении добровцев).

Представляете, как опустело старинное русское село. А сколько судеб было искалечено — целые поколения прихожан и священнослужителей.

После разграбления Преображенский храм отдали под профсоюзный клуб. Затем, по злой иронии судьбы, в нём разместили Дом культуры. Потом в стенах бывшего храма находились поликлиника, родильный дом, дневной стационар больницы.

ВЕРА И ТЕРНИИ

У Гаврилы Ивановича Вишневского (родился он в 1846 году), настоятеля Тихвинского храма, было четыре сына. Старший Сергей и последующий Митрофан тоже выбрали путь служения Богу. Отец семейства служил в Тихвинском храме с 1886 года до самой смерти. Сменил его Сергей Гаврилович. А Митрофан Гаврилович отправлял службу в соседнем с 1900 по 1930 год после окончания Тамбовской духовной семинарии. 1930-й стал трагическим для обоих братьев. Их и арестовали почти одновременно: Сергея — 14 марта, Митрофана — 24 апреля. И по двум одинаковым политическим статьям: 58-10 и 58-11. Старшего брата приговорили к расстрелу, младшего — к 10 годам лишения свободы.

Митрофан Гаврилович все десять лет, день в день, от звонка до звонка, отбыл в лагерях, политическим заключённым тогда сроки не сокращали, заставляли делать самую тяжёлую работу. Вернулся домой в надежде, хотя где-нибудь устроиться на работу. Но кто же врагу народа поможет устроиться?! Вообще-то, „устроили“, не его, а ему. Снова пришили политическую статью, ту же. И  отправили в ссылку в Башкирскую АССР на целых пять лет.

Вот и расправлялись ни за что ни про что. Более того, применялись репрессивные действия к родственникам осуждённых: они считались членами семей изменников Родины. Именно поэтому братья Вишневские — Александр Гаврилович и Борис Гаврилович — покинули Доброе.

Мы ещё вернёмся к династии Вишневских, в этом будет надобность, пока — следующая глава.

ЗЕМЛЯ И НЕБО

Если считать открытие храма по первой службе, то назовём конкретный день: 16 декабря 2012 года, накануне дня великомученицы Варвары. Но вот можно ли говорить о возрождении церкви? Вряд ли. Это только был первый шаг. Да и собрались-то в бывшей массажной. День был ветреный, холодный, пришло человек десять. Даже о стенах говорить не приходилось — одни перегородки. И всё же.  Прихожане,  священники понимали, что родные стены есть, там, за перегородками, настоящие церковные стены. Они-то и согревали людей, их души.

Однако всё по порядку. До этого отец Дмитрий (Покоев) и отец Пантелеимон (Сафронов) служили в Тихвинской церкви. Но так, видать, было Богу угодно, пришлось сменить место службы. Надо отдать должное отцу Дмитрию. Он договорился с руководством районной больницы, чтобы выделили хотя бы одну комнату. Вот в той комнате и провели первую службу. Отец иеромонах Дмитрий вскоре ушёл в открытый (тоже благодаря ему) Никольский храм. А отец Пантелеимон остался.

Представляю, какой объём работ надо было выполнить, сколько сил приложить. Ведь я и в Доме культуры бывал, и в поликлинике, и в дневном стационаре. Поэтому могу сравнивать. Как небо и земля, в смысле разницы. Ну а в смысле единства тоже убедился: земли без неба не бывает — и наоборот. Убедился, побывав на литургии в церкви. 7 февраля, в день всех святых новомучеников Российских. Купола ещё нет, но я ясно представил себе и небо, и твердь, осенённые Богом.

17 марта 2013 года отец Пантелеимон провёл службу как настоятель храма.

ВСЁ НАЧИНАЕТСЯ С ГЛАВНОГО ВХОДА

Сначала служба проходила в комнате, где теперь размещается алтарь. Собственно, обновление храма и начали с алтаря. В первую очередь за окна взялись, чтобы света было больше. На Пасху 2013 года открылись Царские врата. Там, где пришлось окна вновь „прорубать“, сделали пластиковые. Как известно, любой храм начинается с главного входа. Кстати сказать, церкви имеют таковых три: западный — главный, южный и северный. Центральный был заложен кирпичом. Пришлось разбирать. Поставили новую массивную и современную дверь. Распахнулись новые врата и приняли прихожан.

Сменили отопление, а для этого его нужно было демонтировать, провели электропроводку. С этого и начинается реконструкция, отделка любого здания. Ну а уж в церкви обязательно нужны тепло и освещённость. Короче говоря, тот уют, который нигде так особенно не воспринимается, как в храме. „Утеплились“: поставили новую дверь с южного входа. И, конечно, обустроили  молельный зал. Иконостас, Поклонный крест, много икон. Клирос, разумеется, свечной киоск.

Я ещё расскажу о великолепии храма. А пока продолжим тему его обновления.

ВСЕГО МУЖИКОВ-ТО…

Может, не очень уместно в подобном материале такой подзаголовок, но мне хотелось бы сделать поэтическое сравнение, вспомнить классика. Да и у вас наверняка на памяти это. На вопрос — сколько работающих мужчин дома? — мужичок, везущий на лошади хворосту воз, отвечает: „Отец мой да я“. Так вот и в нашем случае. Отец — это, стало быть, батюшка. А мужичок — Саша. Корякин его фамилия. При храме он, можно сказать, с самого первого дня. И живёт тут. Симпатичный молодой человек. Пожалуй, нет такого уголка в храме, где бы ни приложил руку Саша. Маляр, штукатур, столяр, электрик, сварщик, шофёр — и всё это в одном лице. Дал же Господь.

А ещё Саша у бабулек, которые посещают церковь, в почёте. Они часто обращаются к нему за помощью. Если кран в доме потёк или что-то ещё не в порядке, скажем, с канализацией, лампочка не горит, обращаются к молодому человеку. Разве может отказать Саша? Никогда. Сбегает, посмотрит, сделает. С Божьей помощью.

НАСТОЯТЕЛЬ

Познакомились мы с ним при обстоятельствах не столь благостных, что бывает не так уж и редко: в больнице. В палате наши койки располагались рядом.

Как коротают в больничных палатах время, известно: в разговорах. Так вот, беседы наши были светские, мало касались духовенства, церковных канонов и обрядов. Короче, речь вели обо всём, о чём угодно, тем более время не лимитировано. И вот на что обратил внимание. Там, где наши мнения не совпадали, где, как мне казалось, было всё ясно и спорить не о чем, батюшка находил такие слова, что я всё больше убеждался: истина в другом месте, порой в самом неожиданном. Причём делал это мой собеседник не запальчиво, ничего не доказывал, просто говорил спокойно и ровно. В такие моменты он был похож на философа. А может, он и есть философ? Таким, по моему твёрдому убеждению, и должен быть священнослужитель.

Иеромонах Пантелеимон (в миру Сергей Борисович Сафронов) из мест очень нам близких, из соседней Тамбовской области. Я познакомлю вас с ним поближе, а пока заметим: Пантелеимон — святой великомученик и целитель, это имя означает „всемилостивый“.

Закончил священник нашего храма Мичуринский педагогический институт, получил специальность учителя биологии и химии, а также школьного психолога. Преподавал в Мичуринском аграрном университете. Кандидат биологических наук. В аспирантуре учился в университете Дружбы народов, степень кандидата биологических наук защитил в Московском университете имени М.В. Ломоносова. Сейчас учится в Московской духовной семинарии. С 2013 года настоятель храма Преображение Господне в Добром. 

НЕЧТО ЛИЧНОЕ

batushЯ бывал во многих храмах, и не только в православных. В качестве экскурсанта. И вот теперь пришло, наверное, моё время занять место среди прихожан. Уже говорил, что присутствовал на богослужении в Преображенском храме. Для меня, человека пожившего и, в общем-то, кое-что на своём веку повидавшего, это было настоящим открытием.

Быть экскурсантом и стать участником священного действа — просто не сравнимо. Действующий храм имеет свою чудодейственную силу. Я говорю это не риторически. Уверен, каждый входящий сюда чувствует себя иначе, чем в миру, совершенно по-другому.

Иконостас, большой деревянный крест с распятым Иисусом Христом, множество икон, горящие свечи, певчие, молящиеся прихожане,  действия священника — всё вызвало у меня новое, неизъяснимое, но благостное чувство. И не только чувствовал, но, как мне казалось, осязал свою личную причастность ко всему, что происходило в храме, не отстранённо, а что ни на есть непосредственно.

Много знакомых лиц. Больше всего, пожалуй, с нашей улицы Свободы, возможно, оттого, что улица близлежащая к храму.

Шестилетняя Валя пришла в церковь с бабушкой и дедушкой. Видать, не впервой. Подаёт бабушке свечи, беспрестанно зовёт её подойти поближе. Когда бабушка молится, затихает. Через некоторое время садится на скамеечку, сидит тихо, смотрит, никому не мешает. Скамеек здесь несколько, не всякий может отстоять службу без отдыха, ведь большинство пожилых людей.

Много икон. Среди них замечаю вышитые бисером лики святых. Они — творение рук прихожанок. Надо сказать, что занимают среди других икон достойное место.

В передней (выразимся по-светски) замечаю  стенд со многими фотографиями, они отображают жизнь прихожан вне храма. Это кадры из поездок по святым местам. А вот совсем домашний снимок. В трапезной бабушки пьют чай с батюшкой. Кстати сказать, обратил внимание на особенный уют в храме, мне даже показалось, что это домашний храм. Что ж, пусть будет так.

Вышел из храма с настроением лёгким, будто груз какой-то с плеч снял. А на улице — отличная погода. Вспомнил девочку. Кем вырастет Валя? Уверен, человеком добрым, красивым. Поможет Бог.

ИЗ ВЕКА — В ВЕК

Мы продолжим рассказ о Вишневских, поговорим о потомках родоначальника династии Гаврилы Ивановича. Только теперь в мажорном тоне.

В районе хорошо знают врача Ольгу Анатольевну Новожилову. Гаврила Иванович для неё, а также брата Юрия и сестры Авениры — прапрадедушка. А Константин Сергеевич, сын Сергея Гавриловича, — дедушка. Ну а папа, Анатолий Константинович Жестерёв-Вишневский, ныне покойный, в Добром был известен всем. Его часто вспоминают и сейчас. Незаурядная личность. Учитель по профессии, участник войны. Он был увлекательным собеседником. Театрал, активный участник художественной самодеятельности, его воспоминания и рассказы публиковались в районной газете. Супруга и мама Валентина Семёновна Жестерёва всю жизнь проработала в районной санэпидстанции. Порядочные люди, так же, как и их дети.

Вы, конечно, догадываетесь, почему Анатолий Константинович взял другую фамилию. Его деда расстреляли, и это считалось пятном на всю жизнь — нельзя, например, было получить высшее образование, для членов семей репрессированных устанавливались и другие ограничения. Но в семье Жестерёвых-Вишневских всегда чтили своих предков. Связь прочная, духовная никогда не прерывалась. Их связывала вера в Бога. Кстати, Ольга Анатольевна посещает тот же храм, в котором служил брат её прапрадеда, Митрофан Гаврилович, поёт в церковном хоре.

Уже после смерти Анатолия Константиновича родственники разыскали его брата Сергея Константиновича Вишневского. Они часто встречаются. В прошлом году у всех у них произошло знаменательное событие. Сергей Константинович и его супруга Елена Сергеевна (оба они в почтенном возрасте) обвенчались в храме Преображение Господне. Венчал их отец Пантелеимон. И свидетелями были племянницы Сергея Константиновича: Ольга и Авенира. Символично, не правда ли?

Вот так, из века в век, через годы и расстояния, пройдя сквозь веру и утраты, связало время божественным словом несколько поколений.

***

Верю, что храм Преображение Господне снова обретёт своё великолепие. Не может быть иначе. А для этого столько нужно ещё сделать. Проза, без которой не обойтись: крыша и перекрытия находятся в крайне аварийном состоянии, ждут своего времени купол, северная дверь, нужно привести в порядок подсобные помещения и многое другое.

Так позвольте же мне от имени газеты обратиться к тем, у кого не очерствела душа, кто не забыл дорогу к храму, ко всем добрым людям: помогите, пожалуйста!

Надеемся на ваше милосердие…

Владимир КУЗЬМИН.


21 октября в Казанском храме с. Борисовна состоится праздничное богослужение в честь святого Амвросия (Астахова) 21октября, Божественная Литургия, молебен и крестный ход. Начало — в 6.30. В этот день в 13.00 на источнике (с. Борисовка)  Преосвященнейший Евфимий епископ Усманский совершит обряд освящения часовни. «Роль церкви в современном обществе трудно переоценить», — подчеркивает глава администрации Липецкой […]

Преосвященные архипастыри, досточтимые пастыри и диаконы, всечестные иноки и инокини, дорогие братья и сестры! В сей нареченный и святый день, исполненный пасхальной радости и дивного света, из уст в уста, от сердца к сердцу передается жизнеутверждающее благовестие: ХРИСТОС ВОСКРЕСЕ! Этими словами мы исповедуем непоколебимую веру в Того, Кому в Страстную пятницу предстояли у Креста, Кого […]

ИЕРУСАЛИМ, 1 мая — РИА Новости. Благодатный огонь появился в храме Гроба Господня в Иерусалиме, Патриарх Иерусалимский Феофил III раздал его служителям Греческой церкви и представителям других конфессий, владеющих храмом Гроба Господня, сообщает корреспондент РИА Новости с места события. Благодатный огонь символизирует нерукотворный свет Воскресения Христова, о котором говорил еще апостол Петр, и считается святыней для верующих. Его появление […]

В 2021 году один из главных праздников православных христиан — Вербное воскресенье — выпал на 25 апреля. После него начнется Страстная седмица, которая завершится 2 мая светлой Пасхой. О том, что можно делать в Вербное воскресенья верующим и какие существуют народные поверья, связанные с этим днем, в беседе с «МК» рассказали эксперты и религиозные деятели. […]

​Что известно об ангелах? Правда ли, что за многочисленные грехи ангел-хранитель может покинуть человека и есть ли у него имя?

Все новости рубрики Благовест