Страницы истории и перепись Петра I

КАК КРЕСТЬЯНЕ ДРАГУНАМИ СТАЛИ Официально Добровский (или, как писали в документах XVIII в., „Добренский“) уезд возник в 1647 г. До его образования на этой территории находились владения богатых московских монастырей (Новоспасского и Чудова) и крупных вотчинников, владевших крепостными крестьянами в местных селах: Доброе Городище, Каликино, Ратчино, Борисовка, Кривец и некоторых других. После того как эти […]

КАК КРЕСТЬЯНЕ ДРАГУНАМИ СТАЛИ

Официально Добровский (или, как писали в документах XVIII в., „Добренский“) уезд возник в 1647 г. До его образования на этой территории находились владения богатых московских монастырей (Новоспасского и Чудова) и крупных вотчинников, владевших крепостными крестьянами в местных селах: Доброе Городище, Каликино, Ратчино, Борисовка, Кривец и некоторых других. После того как эти земли были „отписаны на государя“, бывших монастырских и помещичьих крестьян обязали нести пограничную государеву службу, фактически сделав их поселёнными служилыми людьми. После милитаризации Добровского уезда и включения его в Белгородскую засечную черту они стали драгунами.


Бывшие монастырские и помещичьи крестьяне стали нести пограничную государеву службу, фактически став поселёнными служилыми людьми.

Появление таких поселённых драгун объяснялось стремлением государства улучшить комплектование армии и удешевить её содержание: они почти не требовали казённых материальных затрат. Кормовым драгунам полагалось жалованье — „подённый корм“, тогда как поселённым драгунам достаточно было однажды выделить земельный надел. При этом поселенные драгуны, кровно заинтересованные в обороне родных мест, подходили для сторожевой пограничной службы гораздо лучше кормовых драгунов, которых отправляли в южные пограничные города из других мест.

Драгунская служба считалась очень тяжёлой. Многие драгуны передавали часть обязанностей по её несению (треть или половину) другим людям за деньги или за соответствующую часть своего земельного надела (отсюда и названия — третчик, половинщик) — этот факт нашёл отражение в сказках служилых людей Добровского уезда конца XVII в. [6]. Через несколько лет после образования Добровского уезда и включения его в состав Белгородской засечной черты большая часть драгун была верстана в дети боярские — сословие, представители которого получали денежное и поместное жалованье и составляли основную часть населения южных уездов России. Дети боярские городовой службы несли военную службу по охране укреплений и городов в составе городских гарнизонов, дети боярские полковой службы участвовали в составе русского войска в военных походах.

Корпорация служилых людей Добровского уезда с годами росла и развивалась: проводились разборы и смотры служилых людей, верстания их в новые чины, испомещение на новые земли в уезде. Служилые люди начали отселяться из Доброго на свои поместные земли — основывались новые села. Всё это нашло отражение в разборных, отказных и межевых книгах, хранящихся в настоящее время в Российском государственном архиве древних актов. Помимо этого, государство время от времени пыталось вести учёт населения непосредственно с помощью переписей, преследуя этим как фискальные, так и военные цели.

Периоды проведения переписей населения в различных регионах России представляют собой своеобразные временные срезы, способные показать состав и количество населения конкретной административно-территориальной единицы, существовавшей на момент проведения переписи.

ЗАЧЕМ ПЕРЕПИСЬ ГОСУДАРСТВУ?

Первые учёты населения на Руси с целью податного обложения проводились с IX–X вв. В XIII в. провели переписи для определения размера дани, выплачиваемой русскими княжествами Золотой Орде — они носили похозяйственный (подворный) характер. Позже объектом обложения и учёта становятся земельные участки, используемые в хозяйстве — „соха“, четверть, десятина. В 1646-1647 и 1678-1679 гг. провели две переписи населения, которые, помимо всего прочего, обеспечили возможность бессрочного сыска беглых крестьян, поскольку те записывались в переписных книгах за своими помещиками. В 1710 г. по указу Петра I провели очередную подворную перепись — которую сам царь посчитал провальной, так как она показала резкое (на 19,5 %) сокращение податных хозяйств. Строительство новых городов, „корабельное дело“, постоянные войны — все это требовало от государства колоссальных человеческих ресурсов. Кроме того, большие крестьянские семьи не спешили выделяться в отдельные „налогооблагаемые“ хозяйства, что позволяло им на какой-то период облегчать для себя налоговое бремя. Нередко в одном дворе было записано по десять и более человек, росло число записанных во дворах „работных людей“ и „свойственников“. Перепись 1710 г. продемонстрировала уменьшение количества дворов по сравнению с предыдущей переписью — это означало уменьшение налогооблагаемой базы и, как результат, уменьшение сбора налогов с населения. По этой причине результаты переписи Петром I были отвергнуты, и подати принимались по-прежнему по книгам предыдущей переписи.

В начале 1715 г. Петр I начал проведение очередной административно-территориальной реформы: он упразднил ранее им же созданное территориальное деление губерний на уезды и провинции. Теперь губерния делилась на доли (каждая доля должна была включать в себя 5536 дворов), правителями которых назначались так называемые „ландраты“, проживающие на управляемых ими территориях и ведавшие под руководством губернатора разнообразными вопросами местного самоуправления. Уже через несколько лет губернские доли и сами должности ландратов упразднят: в результате очередной петровской реформы местного управления территория России будет разделена на дистрикты и провинции. Просуществовавшие очень короткий срок, ландраты в отечественной истории будут отождествляться прежде всего с проведённой ими в 1716-1717 гг. переписью, вошедшей в историю как ландратская.

ВСЁ ПОДЛЕЖИТ УЧЁТУ


В 1710 г. по указу Петра I провели очередную подворную перепись, которую сам царь посчитал провальной, так как она показала резкое (на 19,5 %) сокращение податных хозяйств.

Указ от 10 декабря 1715 г. предписывал: „В губерниях ландратам переписать дворы крестьянские и бобыльские и другие и в них людей по именам, против прежних посланных в губернии Его Великого Государя указов вправду без всякой утайки и понаровки“. Уже осенью 1717 г. Пётр I приказывает Сенату послать указы губернаторам, „чтобы они всех ландратов по первому зимнему пути выслали в Петербург с переписными книгами“.

В ходе ландратской переписи учёту подлежало всё податное население по дворам, также переписывались церковнослужители, при этом отмечались пустые дворы. В переписные книги записывались как мужчины, так и женщины, с указанием возраста. В случае отсутствия кого-либо из членов семьи указывалась причина отсутствия и их местонахождение в данный момент. Кроме того, в переписи отмечались умершие или нетрудоспособные.

Если в предыдущие годы были замечены массовые случаи формального объединения дворов с целью относительного сокращения налогов, то ландратская перепись показала, что количество дворов менялось значительно медленнее, чем численность населения. Поэтому прежде чем были подведены итоги переписи, окружение Петра I предложило ряд проектов о прямом подушном обложении населения, при котором налог взимался бы не с каждого двора, а с каждого человека — с ревизской души. Но практически все это будет реализовано лишь после 1718 г…

В РГАДА в фонде ландратских книг и ревизских сказок хранится «Книга переписная церковнослужителей, подьячих, служилых людей: полковой и городовой службы Спасской и Чудовской сотен г. Доброго, церковнослужителей, работных людей (из служилых людей) и другого населения Добренского уезда» [7]. Орфография оригинала сохранена. В первоисточнике все годы и возраст указаны буквенной цифирью, как то: „SI“, „I“, „КЕ“ и т. п. Мы приводим данные обозначения привычными нам арабскими цифрами.

[л. 1] Книга переписная города Доброго и Добренского уезду всякого чина людем переписи и свидетельства лантрата Ивана Михайловича Москотниева нынешнего 1716 году.
Город Доброй
В нем церковь соборная во имя боголепного Преображения Господня.
У тоя церкви
Во дворе поп Иван Яковлев сын 25 лет. У него жена Алена 25 лет. Да брат Андрей 18 лет. У него жена Авдотья 25 лет прибыла вновь после переписи 1710 году. А отец ево Иванов бывшей протопоп Ияков 57 лет постригся в монастырь. А дети ево Ивановы дочь Ирина 2 лет, сын Иван 10 дней померли в 1710 году. А сирота Логин 4 лет бежал безвесно.
Далее аналогичным образом написаны церковнослужители и их семьи: попы, дьяконы, пономари.

[л. 1 об.] В девичьем монастыре
Церковь во имя Пресвятые Богородицы Тифинския
У тоя церкви…
В приходах Спасской сотни
Церковь во имя Рождества Пресвятыя Богородицы.
У тоя церкви…

[л. 2] В той же Спасской сотни
Церковь во имя Рождества Пресвятыя Богородицы.
У тоя церкви…
Чудовской сотни
Церковь во имя чутодворца Николая
У тоя церкви…

[л. 2 об.] В той же Чудовской сотни
Церковь во имя чудотворца Николая.
У тоя церкви…

[л. 3] Дворы подьяческия
Приказныя…
Далее написаны подьячие и их семьи, а также крепостные и дворовые люди.

[л. 4 об.] Дворы площедных подьячих…

[л. 6] Дворы подьяческих солдацких жен…

[л. 6 об.] Убыли целыми дворами…

[л. 9] Спасской сотни
Городовой службы…

[л. 11 об.] Полковой службы…

[л. 14 об.] Пушкари…

[л. 17] После переписи 1710 году прибыли целыми дворами
Пушкарской…
Городовой службы…

[л. 17 об.] Салдацкие дворы ис пушкарей…

[л. 18 об.] Двор бобыльской Спаской сотни…
Вдовьи дворы…

[л. 19] Дворы нищецкия…

[л. 19 об.] Городовой службы бежали…

[л. 20] Полковой службы бежали…

[л. 20 об.] Бежали ис пушкарей…
Померли…

[л. 21] Померли городовой…
Померли полковой службы…

[л. 23] Вдовьи бежали…
Померли вдовьи…

[л. 23 об.] Померли бобыльския…
Выбыли целыми дварами в Добренской же уезд в другие села
Городовой службы…

[л. 24] Полковой службы …
На Липскихзаводех пушкарь…

[л. 24 об.] Итого по переписи 1710 году написано было Спаской сотни… А по переписи и по свидетельству нынешнего 1716 году явилось налицо и имянно…
Далее подсчитываются разные категории вышеозначенных людей: живущих, умерших и убывших.

[л. 27 об.] Чудовской сотни
Городовой службы…

[л. 29 об.] Полковой службы…

[л. 33 об.] Дворы приставыя безземельныя…

[л. 34] Прибыли целыми дворами…
Дворы вдов неимущих…
Бежали целыми дворами
Городовой службы…

[л. 34 об.] Полковой службы бежали…

[л. 35] Городовой службы померли…

[л. 36 об.] Полковой службы померли…

[л. 38 об.] Вдовьи дворы померли…

[л. 39] Взяты в солдаты целыми дворами…

[л. 39 об.] Итого в Чудовскойсотни по переписи 1710 году написано было… А по переписи и по свидетельству нынешнего 1716 году явилось налицо а имянно…

После Спасской и Чудовской сотен г. Доброго в книге аналогичным образом переписаны жители сел Добровского уезда: указана церковь, затем идут дворы священнослужителей, работных людей полковой и городовой службы, нищенские и вдовьи дворы, а также дворы, хозяева которых умерли, бежали или переселились на новое место. Для каждого населенного пункта приведены итоги предыдущей переписи 1710 г. и указаны результаты текущей переписи 1716 г.

Итоговые таблицы 1 и 2 составлены по материалам ландратской переписи в Добровском уезде с учётом результатов предыдущей переписи и наглядно показывают изменение населения Добровского уезда в промежутке с 1710 по 1716 гг.

Как уже отмечалось выше, исторически большую часть населения Добровского уезда с момента его основания составляли служилые люди. Термин „дети боярские“ в 1716 г. уже не встречается в переписи. Категория „служилые люди“ осталась, но, как и в переписи 1710 г., для государства это ещё и „работные люди“, чей труд использовался главным образом для строительства кораблей на верфях р. Воронеж. Уже через три года, в период проведения первой ревизии в 1719 г., все потомки служилых людей будут записаны как „однодворцы“. Это название в официальных бумагах сохранится за ними до 1866 г.

КОГДА СЛУЖБА В ТЯГОСТЬ

Количество дворов служилых людей городовой службы за период с 1710 по 1716 г. сократилось с 576 до 311, количество служилых людей городовой службы (далее берем только мужской пол) — с 1108 до 419 человек, в том числе умерло 360, бежало 240, „сошли той же губернии в иные городы“ 15. Аналогичная ситуация и со служилыми людьми полковой службы: за период с 1710 по 1716 г. количество дворов сократилось с 843 до 449, количество служилых людей полковой службы — с 1418 до 586 человек, в том числе умерло 505, бежало 240, сошли 12. Для женского пола, проживавшего в Добровском уезде (то есть для жён, дочерей и других родственниц служилых людей) ситуация аналогичная. Кроме того, за тот же период 116 служилых людей городовой и 75 полковой службы были взяты в „рекрутные солдаты“ (в ходе проведения военной реформы в 1705 г. Петром I была введена рекрутская повинность); шесть человек из семей церковнослужителей и один из подьяческой семьи „взяты в суконщики“.

В переписи показано, что в период с 1710 по 1716 г. людей городовой службы прибыло десять дворов (67 человек), полковой службы — девять дворов (92 человека). Как видно из статистических данных, количество прибывших дворов и людей несопоставимо с катастрофическим оттоком населения из Добровского уезда (общее количество дворов в уезде уменьшилось на 42 %, количество населения (включая мужской и женский пол) — на 59 %). Основными причинами уменьшения численности населения стали высокая смертность и бегство. Государство жестоко наказывало не только за бегство со службы, но даже за укрывательство беглых служилых людей или недоносительство об этом. Несмотря на это, нужда, непосильные налоги и невозможность прокормить семью заставляли покидать свои места не только служилых людей, но даже церковнослужителей.

ПЕРЕПИСЬ НЕ ЗАКОНЧЕНА

В целом по стране ландратская перепись 1716 г. осталась фактически незаконченной. Ещё прежде чем можно было подвести её общие итоги, они потеряли своё практическое значение: при переходе с податного на подушное налогообложение государству необходима была уже новая, подушная перепись, о проведении которой объявлялось в указах 1718-1719 гг.: „…ради расположения полков армейских на крестьян всего государства, брать во всех губерниях сказки с таким определением о дворцовых и прочих государевых, патриарших, архиерейских, монастырских, церковных, помещиковых и вотчинниковых сёлах и деревнях, також однодворцам, татарам и ясачным … без всякой утайки, не взирая ни на какие старые и новые о дворовом числе и поголовные переписки, но учиня самим переписки правдивые, сколько где в которой волости, в селе или в деревне крестьян, бобылей, задворных и деловых людей (которые имеют свою пашню), по именам есть мужска полу всех, не обходя от старого до самого последнего младенца, с летами их, и подавать те сказки в губерниях“. Проведение первой подушной переписи растянется на десять лет. Её данные, собранные на местах, будут постоянно пересматриваться, перепроверяться и дополняться. По этой причине в РГАДА хранится 5 книг, относящихся ко времени проведения первой подушной переписи, и датируемых 1719, 1722, 1722-1727 гг.

В дальнейшем называемые „ревизскими сказками“ (всего в период 1718-1859 гг. было проведено десять ревизий), материалы всех переписей населения Российской империи являются ценным источником статистической информации и представляют огромный интерес при проведении генеалогических исследований.

Сергей ФУРСОВ, г. Москва.

Таблица 1

Количество дворов, людей мужского и женского пола в Добровском уезде по данным переписей 1710 и 171ф

Дворы В наличии по переписи 1710 г. В наличии по переписи 1716 г.
Количество

дворов

людей количество людей
муж.

пола

жен.

пола

дворов муж.

иола

жен.

пола

Поповские и дьяконовскне 36 44 34 35
Церковнические 31 91 138 27 52 87
Подьяческие 22 42 4 6 20 26 24
Пушкарские 27 34 32 24 26 29
Помещичьих дворовых людей 7 28 41 7 23 32
Скотские 12 15 17 12 13 17
служилых людей городовой службы 576 1108 1239 311 419 458
Служилых людей полковой службы 843 1418 1529 449 586 581
Служилых людей рейтарской службы 1 1 1 1 1 1
Солдатские 51 70 44 39
Вдовьи и нищенские 135 36 127 82 10 66
Бобыльские 21 26 127 4 1 7
ИТОГО 1762 2843 3367 1015 1192 1341
6210 2533

 

 

 

Таблица 2

Количество дворов, людей мужского и женского пола в Добровском
уезде, умерших и бежавших в 1710-1716 гг.

 

Дворы Убыло (умерло) Убыло (бежало)
количество

дворов

людей количество

дворов

людей
муж.

пола

жен.

пола

муж.

пола

жен.

пола

Поповские и дьяконовскне 7 2 2
Церковнически е 1 16 30 3 16 16
Подьяческие 2 7 13 2 1
Пушкарские 1 2
Помещичьих дворовых людей 1 1
Скотские 2
Служилых людей городовой службы 135 360 454 127 240 274
Служилых людей полковой службы 221 505 668 158 240 238
Служилых людей рейтарской службы
Солдатские 4 2 3 3 18
Вдовьи и нищенские 50 25 52 3 1 9
Бобыльские 12 23 20 4 15 10
ИТОГО 425 548 1240 301 535 550
2188 1085

Уважаемые читатели! Недавно в социальных сетях мы проводили конкурс на звание „Самое любимое село“. Его результатами, признаться, были удивлены. Победило Ратчино! Не самое большое (Доброе, Каликино, Трубетчино куда крупнее), зато, как оказалось самое дружное. По условиям конкурса победившее село станет героем наших публикаций, которые мы начинаем с рассказов коренного ратчинца, краеведа Серафима Гусева. По следам […]

Убийство комсомольца 2 февраля 1924 года приказом Лебедянского административного отдела я был переведён в уголовный розыск на должность инспектора УРО по Восточному району Лебедянского уезда (половина района). В него тогда входили все населённые пункты, расположенные по левому берегу реки Дон: Грязновка, Вязово, Куймань, Крутое, Тёплое, Павловское, Павелка, Сезеново, Б.-Избищи, Трубетчино, Доброе, Каликино и другие. Приказом […]

В ПОИСКАХ ИСТИНЫ Год назад в „Знамя Октября“ был опубликован большой материал корреспондента „Липецкой газеты“ Эммы Меньшиковой о судьбе небольшого посёлка Волченского сельсовета, названный когда-то Победой. Написано так, как это умеет делать давно знакомый добровцам автор: интересно, со знанием дела. При этом, ни сама Эмма Петровна, ни опрашиваемые ею здешних мест старожилы не могли сказать: […]

Каждый год — это долгая дорога в 365 дней, и каждый из них может стать днём открытий. Знаете ли вы, что, когда наш провинциальный край был связан с именем Петра Первого, дорога (современная: Липецк-Чаплыгин-Москва) входила в состав торговой Епифанской и называлась Большой Посольской? Даже и теперь это название в ходу у краеведов. Правда, смысл несколько […]

Все новости рубрики Из истории родного края