Уборка урожая-2020 продолжается. На днях мы побывали в хозяйстве В.И. Золотарева.
Начнём, пожалуй, с промежуточных итогов нынешней страды. У Золотарева самая высокая средняя урожайность зерновых (без кукурузы) в районе — 62, 5 центнера с гектара. Озимая пшеница и вовсе дала на круг за 65 центнеров.

На кромке поля. Слева направо: Андрей Фомушкин, Валерий Пушилин, Олег Строгонов, Виталий Вахтеров, Николай Вислоушкин, Владимир Золотарев, Михаил Мешков.
Эти цифры становятся только весомее, когда узнаёшь о размерах площадей. Так вот, зерновой клин в данном хозяйстве в 2020-м составляет 5139 гектаров — у всех остальных сельхозпроизводителей заметно меньше.
Каждый, кто хотя бы немного занимался земледелием, знает, что отличный урожай даже на небольшом огороде получить непросто. А на тысячах гектаров? Ведь все участки разные, а значит, требуют во многом индивидуального подхода. И здесь, как в известной поговорке, что одному — хорошо, то другому — смерть. Вовремя провести соответствующие агроприёмы, учесть капризы природы, организовать сам процесс — и ещё десятки условий должны быть соблюдены. Для неудачи достаточно упустить из вида даже, казалось бы, мелочь. Но и это не всё.
— Землю надо любить, — убеждён Владимир Иванович. — И с уважением относиться к людям. Тогда и будет результат, пусть и не сразу, а со временем.
Невольно вспомнилось резкое разграничение (до противопоставления) в русской философской мысли двух основных „видов“ предпринимателей: дельцов и хозяев. Для первого главное — получение прибыли любым способом, вплоть до криминальных, если удастся обойти закон безнаказанно. И люди для дельца — фигурки на шахматной доске. А хозяин непременно заботиться и об общей пользе. Вдобавок, берёт ответственность и за тех, кто с ним дело делает. Этопри одних и тех же масштабах, несомненно, намного труднее.
Практически всегда возникает проблема, когда находишься в хозяйстве Золотарёва. Полноценный диалог с Владимиром Ивановичем выстроить не удаётся. Виной тому бесконечные звонки. По моим наблюдениям, добрая половина из них, скажем так, по общественным вопросам. Семь поселений под опекой предпринимателя: Владимир Иванович считает, что раз уж обрабатывает земли, находящиеся на территории конкретного сельсовета, то должен и помогать, по возможности, местной власти, а также жителям. Речь не об обязательствах, а именно о добровольной поддержке. Даже некоторые сделки относятся, скорее, к благотворительности, нежели коммерции.
К примеру, звонит какая-то старушка. Сначала, как водится, „пожалилась“ на тяжёлую жизнь: мол, раньше и огород управляла, и корову держала, и поросят выращивала, сейчас только десяток кур во дворе, помочь некому. И дела ей нет, что отнимает драгоценное время у крайне занятого человека бестолковым разговором. Но слушает, не перебивает Золотарев. Хотя нетрудно догадаться, что требуется бабушке мешков пять пшеницы, да чтоб привезли и в сарай занесли. Впрочем, для нас это ненужные подробности, а для одинокого
пожилого человека любое общение на вес золота.
— На то ты, Владимир Иванович, и депутат райсовета, — и подбадриваю, и немножко подкалываю. — К кому же ей ещё обратиться?
Золотарев лишь улыбается в ответ.
Тем временем добираемся до полей под Замартыньем, где молотят подсолнечник. Андрей Фомушкин, Валерий Пушилин, Олег Строгонов, Виталий Вахтеров, Николай Вислоушкин остановили комбайны у кромки поля, чтобы уточнить задание. Здесь же и агроном Михаил Мешков.
Сделал несколько снимков и немного пообщался с механизаторами. Всё нормально, настроение хорошее. Да и почему бы и нет, если подсолнечник даёт около 26 центнеров на круг, техника исправно работает — заработок будет неплохой. Кстати, работников в хозяйстве кормят дважды в день горячими обедами за чисто символическую сумму.
Поговорили с Золотаревым о значимых для хозяйства делах этого года. Два зернотока оборудовали, приобрели два комбайна CLAAS и три мощных трактора.
Расширились в плане земельных площадей.
— А теперь поедем, — предлагает Владимир Иванович. — Покажу, на что ещё сейчас деньги трачу.
Вот и первый объект. Поправил платину на Резервном пруду в Замартынье хорошая новость для рыболовов-любителей.
Второй, более значимый, проект: ликвидация свалки на окраине Доброго. Когда-то это были отстойники: с животноводческого комплекса сюда спускали нечистоты. Потом комплекс перестал функционировать, навоз со временем перегнил и его вывезли. А оставшиеся „чаши“ вскоре превратились в стихийные мусоросвалки. Теперь они примыкают к полям Золотарева, а значит, по его мнению, он и отвечает за данный участок.
— Земля здесь будет вновь приносить плоды, — уверенно говорит Золотарев.
— Золотые, не иначе, — не могу удержаться. — Столько сюда ввалишь!
— Зато не будет этой срамоты, да ведь ещё и ребятишки мусор поджигали – вонь и опасность пожара. На доброе дело и денег не жалко, — улыбается Владимир Иванович.
И как тут не согласиться.
Андрей АГУРЕЕВ.
Фото автора.