НАЧИНАЕТСЯ В ДОМЕ С КРЫЛЕЧКОМ…
Урожаи будут потом. А вначале… Вначале — домик с крылечком. Именно здесь определяют: быть добрым всходам или не быть.
…Спешу в семенную инспекцию. Будем называть это учреждение по-старому, потому как, если по-новому, то длинно и не очень понятно. Раньше я так полагал: ну инспекция и инспекция, что-то контролирует, за чем-то надзирает. А вот посетил недавно, вник поподробнее — и словно в лаборатории побывал, где опыты проводят. Не с реактивами и химикатами, а с семенами. То есть делают дело что ни на есть мирное, благородное, для всех очень нужное.
Не случайно, наверное, был у меня самый добрый настрой. То ли денёк солнечный, то ли крылечко этого дома — резное, узорчатое, с лавочками. Даже на нём задержался немного.
Ну и совсем настроение приподнялось, когда встретился с семеноводами. Намечал обычный деловой материал написать, но получилось что-то вроде репортажа.
Светлая комната, цветы. На столах миски, плошки, коробочки. И холмики зёрен. Это семена, которые проверяют повторно, взятые из новых проб.
Тамара Аркадьевна Манаенкова проверяет чистоту семян ячменя. Нужно прикоснуться к каждому зёрнышку, отодвинуть в сторонку примеси сорняков. И вот уже горка сравнялась с поверхностью стола. Эта партия семян из ООО „Агроконсалтинг“, ячмень сорта „Вакула“.
Спрашиваю у Тамары Аркадьевны:
— Их можно считать кондиционными?
—Пока весьма условно. Качество ячменя определит результат всхожести.
Рядом — Надежда Ивановна Клеймёнова. Она проверяет остаток пробы на засорённость. Тут я отвлекусь немного, чтобы у читателей не возникало вопросов. Проба — это взятая из общего вороха часть семян в специальный мешочек, равная одному килограмму. Можно сказать, специальная единица семеноводов. Так вот, у Н.И. Клеймёновой на столе уже пусто — часть работы сделана. Ну а основное дело Надежды Ивановны — узнать, насколько заражены семена вредителями. Для этого у неё имеется специальный прибор. Кстати сказать, Клеймёнова и Манаенкова пришли в инспекцию почти одновременно, Надежда Ивановна на год раньше. И вот уже более тридцати лет трудятся в семенной.
Помните, Тамара Аркадьевна говорила про всхожесть. Проверка на всхожесть является последним, самым важным этапом анализа. Этим как раз и занималась Мария Ивановна Темникова. Отборные семена она укладывала в миниатюрный ящик, он называется растильней. Ящик этот заполняется песком, который в свою очередь зовётся ложей. В это ложе и „сеет“ Темникова зерно, в данном случае — ячмень.
Обратил внимание на красный цвет песка. Не утерпел, спросил Марию Ивановну: „А для чего красный песок?“ Всё оказывается просто. Цвет песка никакого значения не имеет. А заготавливают его летом, потом прокаливают (отсюда и цвет), чтобы убить все микробы. Когда растильня наполнена, её отправляют в термостат на 7 дней. Там и пребывают семена назначенное время при температуре 20 градусов. По показателям всхожести составляют определённый документ с рекомендуемой нормой высева, который направляется в хозяйства.
Тут нам придётся снова сделать паузу. Вынужденную, но приятную. В гости к своим сослуживцам зашла Валентина Алексеевна Пчёлина. На пенсию ушла год назад. Но нет-нет да и заглянет к своим. Тянет её сюда. Как-никак сорок лет отработала в учреждении.
Я не стал мешать беседе, зашёл в следующий кабинет, к Любови Ивановне Поздняковой. Специальность её — защита растений от вредителей и болезней. Более 35 лет уже как тянет свою лямку. Служит и теперь. Только ныне непосредственно в стенах семинспекции.
Можно подумать, что наши знакомые так и сидят в тиши кабинетов. Да нет же. Апробация тоже за ними, но уже в поле. Не подумайте, что надо только посмотреть на поле и уехать. Очень серьёзная работа. Нужно обследовать посевы для установления подлинности сорта, определения сортовых качеств, а также для проверки выполненных правил семеноводства. Этот агроприём проводят до начала уборки урожая.
На основании акта обследования хозяйствам выдаётся сертификат соответствия семян всем необходимым нормам. Только после получения такого документа хозяйства имеют право на реализацию семенного материала.
Я столь подробно говорю об этом, чтобы подчеркнуть важность того, что делают работники семенной инспекции.
…Покидал этот уютный домик с крылечком с чувством удовлетворения. Наверное, оттого, что провёл некоторое время с людьми работающими, занятыми делом большой важности, можно сказать, особой необходимости.
Хотел было точку поставить, но вспомнил: не сказал, как называется теперь семенная инспекция. Вот так: „Филиал федерального государственного бюджетного учреждения „Россемсельхозцентр“ по Липецкой области“. Мудрёно, не правда ли? А давайте по старому: семенная инспекция. Короче и привычнее. Для домика с крыльцом — самое подходящее.
Владимир КУЗЬМИН.
Фото автора.