НЕБО — ОДНО НА ТРОИХ
…Как обычно шли теленовости. И вдруг сюжет о том, что в Новгородской области найден самолёт „ТУ-2“ и останки экипажа. Показали фото командира экипажа майора Столярова. Я был поражён, так как знал, что в его экипаже летал лётчиком-радистом мой односельчанин, Николай Иванович Бочков, который к тому же приходился моему отцу троюродным братом.
Сразу же после передачи позвонил по указанному номеру телефона руководителю поискового отряда „Надежда“ Александру Петровичу Морзукову и всё объяснил. Услышав названную мной фамилию, он опешил, и на какое-то мгновение в трубке воцарилась тишина.
Затем сказал, что в данный момент находится в лесу и перезвонит мне попозже, что и сделал. Он просто не думал, что так быстро откликнутся люди, знавшие кого-либо из экипажа.
Я рассказал о Бочкове, о том, что в селе Красное Липецкой области живёт его племянник Николай Семёнович Бочков и там же когда-то жила его сестра, Екатерина.
Александр Петрович в свою очередь поведал мне о том, как был найден самолёт, точнее, куски оплавленного дюралюминия. Удар о землю был такой силы, что стрелков-радистов Бочкова и Пашука выбросило из самолёта, и их тела были буквально изломаны, а останки майора Столярова сильно обгорели, его опознали только по орденам, бывшим при нём.
Я высказал своё предположение о том, что оба стрелка-радиста были убиты ещё в воздухе и что по этой причине они не выполнили приказ майора Столярова покинуть самолёт…
Из всего экипажа тогда уцелел лишь штурман Хабеев, который выпрыгнул с парашютом и, в последствии, рассказал о том, что произошло. В дальнейшем он воевал в том же полку, был награждён орденами Ленина, Боевого Красного Знамени, Александра Невского и, как мне стало известно, ещё в 1985 году жил в Ульяновской области.
Столяров стремился спасти ценные разведданные и пытался посадить самолёт, но, к сожалению, это не удалось. Семьдесят два года экипаж числился пропавшим без вести, но благодаря стараниям поисковиков был найден.
В груде искорёженного металла нашли обломок одного из двух двигателей и прочли на нём номер. Впоследствии по архивным документам был установлен состав экипажа, останки которого с воинскими почестями захоронили в городе Починок Смоленской области 23 октября 2015 года.
Я не терял надежды узнать о своём земляке. Поиски мои увенчались успехом.
Всё это случилось в семи километрах южнее посёлка Кневицы Демянского района 14 марта 1943 года. Горящий самолёт врезался тогда в небольшой холм на берегу лесной реки.
…В тот день перед экипажем майора Столярова была поставлена задача: произвести фоторазведку передней линии обороны немцев в районе Старой Руссы.
Вот что пишет об этом в своей книге „Воздушные разведчики“ ветеран 47 гвардейского авиационного полка дальней разведки Владимир Силантьев.
„Когда Столяров прилетел к нам на Северо-Западный фронт, шли упорные бои по ликвидации Демянского мешка. Воздушные разведчики получили приказ ежедневно фотографировать оборонительные рубежи окружённых фашистов. Для перехвата русских разведчиков гитлеровское командование бросило в район боёв новые истребители „Фокке-Вульф-190. „Белки“ уступали „фоккерам“ в скорости и несли большие потери. Столярову, как одному из первых лётчиков освоивших скоростной „ТУ-2“, предстояло сфотографировать передний край обороны противника под Старой Руссой. Район прикрывался плотным огнём зениток и истребителей, базировавшихся на двух соседних аэродромах. Мастер воздушной разведки сумел появиться неожиданно над целью. Столяров передал радиограмму: „Задание выполнил. Машина в порядке“.
На аэродроме Выползово ожидали возвращение майора. Казалось, что ему ничто не угрожает, так как самолёт должен был летать над своей территорией. Но разведчик не вернулся. Спустя два дня в гарнизон доставили штурмана Хабеева, который вылетел вместе со Столяровым. Он рассказал, что произошло. На разведчиков напала шестёрка новых фашистских истребителей. Завязался неравный бой. Фашистам удалось поджечь „ТУ-2“
Столяров приказал экипажу покинуть горящую машину, а сам попытался сбить пламя и приземлиться. Бой произошёл над линией фронта. Лётчик успел перетянуть горящий самолёт на свою территорию. Хабеев выпрыгнул, его подобрали наши сапёры, а вот Столяров и два стрелка-радиста погибли вместе с самолётом. Так трагически оборвалась жизнь замечательного лётчика и человека“.
Столяров стал курсантом 7-й школы лётчиков в Сталинграде в 1930-м году, затем окончил 1-ю военную школу пилотов в Севастополе. С 1934 года проходил службу в должностях командира звена, лётчика-инструктора, помощника командира эскадрильи. В 1939 году участвовал в походе в Западную Украину и Западную Белоруссию. Во время советско-финской войны выполнил 45 боевых вылетов, за что и награждён орденом Боевого Красного Знамени. Затем назначен на должность инструктора по технике пилотирования 17-й авиадивизии Киевского военного округа.
В начале Великой Отечественной войны Столяров командовал вновь сформированным скоростным бомбардировочным авиаполком, лично выполнив 19 боевых вылетов. 14 января 1942 года получил назначение на должность сначала инструктора по технике пилотирования, а затем заместителя командира 2-го Авиаполка дальней разведки Главного командования Красной Армии. В 1941 году награждён вторым орденом Боевого Красного Знамени, а через год — орденом Ленина. 20 июля 1943 года гвардии майор Столяров был награждён посмертно орденом Отечественной войны 1-й степени и пожизненно занесён в Книгу героев.
А вот наградной лист радиста, уроженца села Большие Хомяки, Бочкова Николая Ивановича. Он 1911 года рождения, в Красной Армии с 1934 года, имел две благодарности. Командир опергруппы полка майор Дмитриев 29 января 1943 года писал:
„За период Отечественной войны тов. Бочков имеет 21 вылет на глубокую разведку войск и тыла противника в качестве стрелка-радиста, из них 20 вылетов выполнил хорошо и отлично. Как стрелок-радист с работой справляется отлично. За время выполнения боевых заданий, экипаж, где был стрелком-радистом тов. Бочков, 23 раза атаковывался истребителями противника, но благодаря чёткому знанию своего дела, своеобразному и точному отражению истребителей противника огнём, тов. Бочков выходил победителем. Получив боевой опыт с ещё большей энергией стремится к боевой работе и безукоризненно выполняет все задания. Служит примером для товарищей. В дни Отечественной войны на практической боевой работе показал беспредельную преданность партии Ленина-Сталина, социалистической Родине. За отличное выполнение 20 боевых вылетов в должности стрелка-радиста по разгрому немецких захватчиков и проявленные при этом отвагу и мужество удостоин правительственной награды, ордена „Красное Знамя“.
Приказом 6-й воздушной Армии Северо-Западного фронта № 021 от 22.02. 43 г. Бочков был награждён орденом Красной Звезды.
Сохранилась фотография по случаю награждения его этим орденом. Он сумел отправить её родным, и сейчас она перед вами. После этого Николай Бочков участвовал ещё во многих ответственных операциях, к сожалению, до того трагического мартовского дня оставалось совсем немного…
Егор ПИЧУЖКОВ.