СВОЙ СРЕДИ СВОИХ

СВОЙ СРЕДИ СВОИХ Так сложились хитросплетения судьбы, что я несколько лет не читала районную газету. А в этом году выписала „Знамя Октября“. И с первого номера у меня родилось чувство, будто домой вернулась. И чем дальше, тем больше. Естественно, появилась необходимость послать коллективу редакции благодарность за то, что он такой, какой есть. Но как не […]

СВОЙ СРЕДИ СВОИХ

Так сложились хитросплетения судьбы, что я несколько лет не читала районную газету. А в этом году выписала „Знамя Октября“. И с первого номера у меня родилось чувство, будто домой вернулась. И чем дальше, тем больше. Естественно, появилась необходимость послать коллективу редакции благодарность за то, что он такой, какой есть. Но как не шаблонно конкретизировать добрые слова? И здесь мне на помощь пришёл подзабытый газетный жанр — обзор печати. Это своеобразное обозрение, в котором рассматривается, оценивается постановка в газете тех или иных вопросов и проблем за какой-то промежуток времени. Бывают разные виды этого жанра: общий обзор, тематический, информационный. Решила объединить все виды и рассказать в целом как читатель (а где-то и как журналист) о своём восприятии содержания номеров газеты за первые три месяца текущего года (они все у меня подшиты). Правда, обзор не будет построен точно по журналистским канонам, а с некоторыми лирическими отступлениями. Не претендую на истину в последней инстанции. Это моё субъективное мнение. Но за его горизонтом — долгие годы журналистской и педагогической практики.

 

С ЧЕГО НАЧИНАЕТСЯ ГАЗЕТА?

С вёрстки, размещения материала на каждой странице (полосе) номера. Определю своё восприятие так: вёрстка газеты „Знамя Октября“ — классическая, в лучших традициях русской журналистики. Никаких выкрутасов, заморочек, как ныне часто встречается в различных изданиях: нет содержания, так хоть монументальной формой ударю по читателю. Здесь же без претензий, но вёрстка смотрится логично, эстетично, просто. Читатель знает, где искать информацию о последних событиях жизни района, а где — корреспонденцию той или иной тематики. Для меня, например, интересен фотоконкурс „Выпускница–2016“. Девушки современные, одна приятнее другой, с уверенностью смотрят в будущее, работают на него. Иногда вместе со старшей снохой находим здесь её студенток-первокурсниц.

Каждый номер газеты выходит под бдительным оком Марии Котосоновой. Она — ответственный секретарь. Эта работа действительно чрезвычайно ответственна, в основе её — повышенный самоконтроль, чувство меры, пожалуй, особое художественное чутье.

АВТОРСКИЕ РАБОТЫ

img_0051Просматривая номера газеты за первые три месяца текущего года, с удивлением замечаешь большое количество авторских работ. С удивлением потому, что в газетах большого формата такие явления давно не наблюдаются, хотя возможности работать с читателем здесь колоссальны. Но зачем? Это же затратно. А вот в советское время от журналиста требовалось соблюдать в работе соотношение 40% на 60%, то есть больше готовить к публикации авторского материала, чем своего. И бывало так: после командировки вслед за тобой шли потоком в редакцию письма, с каждым из которых требовалось определиться — помещать в газету или послать автору ответ по почте. Жаль, что это время ушло безвозвратно. И ещё (опять-таки в те времена): как правило, помещалось крупным планом фото человека, удостоенного той или иной награды, и подробная, яркая подпись (подклише) о его заслугах. Сегодня же почти во всех газетах на фотографии героя публикации размещается такой веер дарителей наград (на переднем плане!), что читатель недоумевает: кто же в этой группе „примкнувших“ главный? Хотелось бы, чтобы наша газета отличалась от общепринятых кем-то, но не принятых читателем правил. Пусть фото показывает героя без сопровождающих лиц.

А теперь о главном. Среди лучших, среди хороших назову очерки Екатерины Чурочкиной „Живи, родник!“ Язык и стиль соответствуют заголовку: кристально чистые, как родниковая вода. И читатель вправе ждать новых маленьких шедевров творчества Екатерины Михайловны из Большого Хомутца. Ведь такой писательский дар грешно прятать в столе.

dsc_8271С темой очерка „Живи, родник!“ перекликается читательская конференция „Писатели в защиту природы“, о которой образно рассказала учитель русского языка и литературы Наталья Герасимова. Называя имя известных писателей, цитируя их высказывания о природе, она рассуждает: „Мы все движемся и движемся вперёд, забывая о том, что наша главная задача — оставить после себя Божий мир в том состоянии, в котором получили его от своих предков“. И ещё. Наталья Викторовна уловила несколько интригующую мысль в одном из выступлений, вот она: человек ошибается, когда думает, что природа беспомощна и не может дать сдачи. Но ведь это действительно так. Ведь мир, особенно в последнее время, переживает частые природные катаклизмы: наводнения, как в библейский потоп, шторм с волнами до небес, лесные пожарища. Нас тоже сия чаша не миновала. Это не случайность, это ответ природы на наше издевательство над ней. Она требует: будьте, наконец, людьми, а не палачами. А мы взяли однажды на вооружение мичуринскую фразу „Нам не надо ждать милостей от природы“… И, как попугаи, повторяя её, пошли в наступление на первозданную красоту. И никак остановиться не можем. Наталья Викторовна  — педагог, и она заставляет читателя призадуматься и понять: планета Земля без природы мертва — обезлюдеет.

После этих тяжёлых рассуждений и слов просто необходимо перейти к светлому, трогательному…  На „Литературной странице“ газеты от 7 февраля помещены две волшебные зарисовочки двух школьников: шестиклассника Юры Мартысевича и восьмиклассницы Насти Антоновой. Юра рассказывает о ёлочке-красавице, которая хочет жить в мире со всеми. Но однажды под Новый год рядом с нею появился человек с топором. Мгновенно сбежались лесные звери и убедили жестокого человека, что красоту губить грешно. И он купил в магазине искусственную ёлку.

Какая чуткая душа у мальчика Юры! Он учит нас, взрослых: разве можно любоваться дома срубленной в лесу ёлочкой? Не лучше ли изменить эту традицию и на Новый год отправиться всей семьёй в лес, чтобы восхищаться зимним пейзажем? А ещё можно в сельских домах, на дачах вырастить хвойное деревце и украсить его на Новый год. В нашем селе, например, есть такое гуманное начинание, осуществлённое Натальей Красных.

img_8388Не менее пронзителен по накалу чувств (и стилю) рассказ Насти „Летающая белка“ о том, как летучая мышь взяла белку в полёт и показала ей сверху сказочную картину ночного леса. Я видела в лесу Подмосковья перелёты белочки от сосны к сосне, а рулевым при этом был её пушистый хвост. Уверена, что девочка Настя научится легко парить в стихии литературного творчества, а управлять этим будет её нежная душа и природный дар от Всевышнего.

В каждом номере газеты есть авторский материал, который хочется перечитать, пересказать. Но, к сожалению, написать о каждом невозможно.

Но об Авторе с большой буквы написать необходимо (беру на себя такую смелость). Виктор Фёдорович Кузьмин всю жизнь отдал журналистике. И не только сам писал. Елена Леонидовна Таравкова (бывшая моя ученица в школе и не только) в своё время возглавляла редакцию „Молодёжного вестника“ и  много мне тогда рассказывала о том, каким необходимым наставником для молодых журналистов был Виктор Фёдорович, а газета с его помощью окрепла и где надо научилась разговаривать по-взрослому. Невероятно интересно следить за мыслями мудрого человека, который приводит к открытиям. Например, Виктор Фёдорович приглашает читателя поучаствовать в последовательных, неторопливых рассуждениях и вместе определить время становления села в краеведческом очерке „Трубетчино. Село не сразу  строилось“. Перечитывая историю его родного села, думаешь: не просто так родились и выросли на богатейшей событиями земле таких два могучих по духу, хоть и скромных по виду, два брата-близнеца Владимир и Виктор Кузьмины. Это настоящие люди, преданные своему времени. На таких  держится крепость России.

Краевед честный, реальный, без фантазий, Виктор Фёдорович для учителей литературы и продвинутых старшеклассников — литературный критик в хорошем смысле этого слова. Он проделал колоссальный труд и написал энциклопедию имён романа в стихах Пушкина „Евгений Онегин“. Ценнейшее пособие для любителей русской словесности. Такие углубленные работы, уводящие от серости жизни, встречаются в газете, к сожалению, нечасто. Уверена, по другим сужу: у Виктора Фёдоровича накопилось немало не опубликованных прежде текстов. Не может не писать он и сегодня. Ведь мысли в нашем возрасте роятся в голове, как пчёлы в улье. Некоторые из них стоит „доверить бумаге“ (слова Виктора Фёдоровича). Поэтому я, как и многие читатели, жду множества открытий чýдных от Автора с большой буквы.

СТАРШИЕ И МЛАДШИЕ

Коллектив редакции по возрастному составу резко делится на старших и младших. Старшие — профессионалы! Они несут с собой заряд творческой энергии, новизну проблемной тематики и такие запасы знания, эрудиции, что молодым надо успеть многому у них научиться. Андрей Михайлович Агуреев и Александра Алексеевна Сметанина — очень разные люди по  интересам, взглядам на мир. Но как это хорошо для газеты! Ведь в результате жизнь в районе освещается с разных сторон, то есть она показана в полном объёме. Для примера два интервью. Интервью (английское слово беседа) популярный газетный жанр. Беседа  журналиста с интересным для читателя лицом позволяет информировать о значительном событии, важном начинании, а также услышать авторитетное мнение по тому или иному существенному вопросу. А.М. Агуреев беседовал с заместителем главы района С.С. Гладышевым о том, как земледельцы готовятся к весенним полевым работам (это было 9 февраля). Интервью озаглавлено с отсылкой к народной мудрости — „Кто земле даёт, тому она втрое возвращает“. А.А. Сметанина беседует с начальником отдела культуры Н.И. Грибцовым (это было 25 марта). И содержание разговора обобщено в заглавии „Добрые помыслы, добрые дела“. Я не могу сейчас говорить подробно на эту тему, хотя и знаю, что за последнее время культурно-массовая и спортивная работа в районе всколыхнулась (но об этом позже).

Александра Алексеевна любит красоту, умеет её увидеть, понять и подарить читателю. А для Андрея Михайловича родная стихия — охотничьи просторы, которые надо защищать от браконьеров, леса и реки истоки жизни и здоровья человека, которые надо беречь как зеницу ока. И потому от его корреспонденции веет простором, свежестью и…лёгким юмором. Андрей Михайлович человек коммуникабельный, для него важна „бескорыстная дружба мужская“. Героев своих очерков любит, глубоко уважает и с некоторыми встречается не один раз (см. за 21 февраля „Как Стрыгин речку подстригает“, за 1 января „Охотничьи просторы“). Бесспорно, как журналисты, они обязаны писать обо всём, что требуется газете. Особенно оперативные (срочные) материалы. Но я говорю о тех областях творчества, где просвечивают их души.

Эти два журналиста и главный редактор В.Б. Мячин, продолжая лучшие традиции своего наставника Владимира Фёдоровича  Кузьмина, держали и держат газету на должном уровне.

А что же младшие? Обучаемы, любознательны,  работоспособны.. Галина Харина — хороший спортивный комментатор. Со своими бодрыми бойцовскими заголовками на основе русской классики „Служить России суждено тебе“, „Зима… Спортсмены торжествуют“, „Раз под Старый Новый год лыжники бежали“, ритмичным стилем письма она просто обязана состояться как мастер репортажа. Это её газетный жанр (сказала бы даже — природный). Молодой журналистке надо расширить свою тематику и давать, например, репортажи о весенних полевых работах. Можно прямо из кабины тракториста, если тот разрешит.

Александра Маликова из тех журналистов, которые могут в батискафе погрузиться на дно океана, чтобы исследовать подводное царство. А недавно она погрузилась в исследование израненной души человека, посетив Трубетчинский психоневрологический интернат. Проживающие (так называют пациентов) не теряют надежды вернуться в прежнюю жизнь. И в чём-то деликатный, трогательный, добрый рассказ Александры подбодрит их в этом. Журналистские материалы А. Маликовой имеют такую особенность, что в них часто можно читать между строк. Например, в недавней корреспонденции „Вода поднялась. А что же дальше?“ о затоплении моста в Преображеновке она неторопливо, без нервных толчков написала о том, что — да, действительно, село оказалось отрезанным от „большой земли“. Но уровень воды невелик, надо подождать, ведь для людей это не новость и они научились приспосабливаться к трудным обстоятельствам. Проницательный читатель сам приходит к выводу: хватит грубым жестом покорять природу, надо, учитывая её нравы, готовиться заранее к катаклизмам, а не кричать и не искать виновных в час Икс.

Возможно, это главное кредо воспитания ребёнка — предугадывать его поступки.

Кстати, 30 марта в газете под рубрикой „Добровская мозаика“ опубликована маленькая, но ёмкая информация о том, что в райцентре при библиотеке состоялось открытие клуба молодых семей („Счастливы вместе“). Было проведено тестирование мам и пап  „Знаете ли вы своего ребёнка?“

Александре Маликовой, как маме двух озорных любознательных мальчишек, стоило бы вести специальный дневник, записывать свои впечатления о работе клуба. Было бы полезно и читателю, и ей.

***

Журналист, особенно сельский, живёт среди своих читателей. Так  же чувствует и понимает землю, где родился, так же любит, страдает, мечтает. Но он отличается тем, что увиденное и услышанное пропускает через своё сердце, закрепляет в памяти и просто не может не писать. Этого требует всё его существо. Каждый журналист районной газеты „Знамя Октября“ — свой среди своих.

Инесса УСАЧЁВА,

село Делеховое.

Каждый вечер при дворе — это череда помпезности, идеальности, фальши: сударыни в безбожно пышных платьях с избытком бантиков и рюш, их раздражительное хихиканье и некрасивый смех. Мужчины возле них — во фраках по последней моде и париках, похожи на заносчивых пуделей. А у них за спинами огромный дворцовый зал, начищенный до блеска и сверкающий собственной […]

ВОТ И СНОВА ВЕСНА Зиму „слава Богу“ пережили.  На фронте дела шли вроде складывались в нашу пользу, но конца пока не видать. В Кривце из мужиков только инвалиды, старики да дети. Если кто и возвращался с фронта, то без руки или без ноги, а то и без глаза. Хозяйки уже в который раз проводят ревизию […]

НА ТРУДНЫХ ДОРОГАХ ВОЙНЫ Маршал Константин Рокоссовский… В прошлом году исполнилось 120 лет со дня его рождения. Для многих это человек с портрета, стоящий в ряду легендарных личностей отечественной истории. Но для меня и моей семьи он — человек из жизни, а не из учебника истории, командир и боевой друг моего отца Николая Ивановича Панова. […]

БЕРЕГ В ОГНЕ Есть на Украине особая награда — орден „За мужнiсть“. То есть — за мужество. Его удостоены представители разных национальностей. И русские, конечно. Среди них — Борис Иванович Долгих — наш земляк. А ещё ему было присвоено звание „Почётный ветеран города-героя Киева“. Так судьба распорядилась, что паренёк из села Доброе жизнь свою связал […]

БЕССМЕРТНЫЙ АВТОГРАФ АРТИЛЛЕРИСТОВ Дорогая редакция газеты „Знамя Октября“ Как Вы уже поняли, моё письмо связано с поисковой работой и не носит какого-либо официального статуса — это моя общественная работа, добровольная и многолетняя, которой я, несмотря на то, что уже на пенсии, продолжаю заниматься. Более того — прошу Вас считать моё письмо дружественным, поскольку во все […]

ТАКИМ ОН БЫЛ Как сказал поэт, „своему-то свои хороши“. Эти строки вспомнились  в связи с тем, что меня попросили написать о брате — Владимире Фёдоровиче Кузьмине. Однако к чувству благодарности за память примешивалось ощущение некой неловкости: удобно ли писать о брате?  Что подумают об этом другие? Утешает только одно: хочу рассказать не о том, как […]

Все новости рубрики Творчество читателей